На сайте МЕД Инфо http://med-info.ru/ размещен текст беседы Ирины Третьяковой с врачом-экспертом в области Муковисцидоза, членом Правления Общероссийской общественной организации "Всероссийской ассоциации для больных Муковисцидозом", заведующей Московским детским центром Муковисцидоза на базе ДГКБ №13 им. Н.Ф.Филатова Шерман Викторией Давидовной. В.Д.Шерман рассказала о причинах развития муковисцидоза, подходах к диагностике, лечению и реабилитации, а также высказала свои опасения по поводу происходящих сейчас изменений в системе здравоохранения.
Вот лишь часть вопросов и ответов из этого интервью:
— Есть ли возможность у родителей, у которых уже есть больной муковисцидозом ребенок, родить здорового?
— Да, есть. Возможно проведение пренатальной диагностики муковисцидоза, когда беременность уже наступила. В этом случае на 10–12 неделе гестации анализируют ДНК плода, полученную из ворсин хориона. В случае генетического подтверждения диагноза семья может принять решение о сохранении или прерывании данной беременности. Второй метод — предимплантационная генетическая диагностика. После экстракорпорального оплодотворения материнских яйцеклеток в полость матки переносятся только здоровые эмбрионы. Этот вариант диагностики предпочтителен для семей, не готовых по тем или иным причинам прерывать беременность. Однако высокая стоимость данной методики существенно ограничивает ее применение.
— Сегодня муковисцидоз включен в программу неонатального скрининга новорожденных. Тем не менее есть ли какие-то определенные симптомы, по которым можно заподозрить развитие заболевания? На что следует обратить внимание родителям?
— Даже в случае отрицательного результата неонатального скрининга при появлении таких симптомов, как рецидивирующие бронхиты или пневмонии, постоянный кашель, обильный жирный стул, плохая прибавка веса при нормальном или даже повышенном аппетите, а также при наличии полипов носа, выпадении прямой кишки, обнаружении бронхоэктазов при компьютерной томографии, особенно двусторонних, пациент должен быть направлен для проведения потовой пробы. Как правило, родители больных муковисцидозом, целуя ребенка, отмечают резко выраженный соленый привкус его кожи. Это один из характерных признаков муковисцидоза.
— Но, если, все же диагноз подтвердился, какой алгоритм действий? Куда можно обратиться родителям, в семье которых есть такой ребенок?
— В случае подтверждения диагноза ребенок должен быть направлен в ближайший региональный центр муковисцидоза или к специалисту, который наблюдает и консультирует больных в данном регионе. Примером такого центра является московский центр муковисцидоза на базе ДГКБ № 13 им. Н. Ф. Филатова. Изначально он был открыт для оказания помощи детям с муковисцидозом, проживающим в Москве. Сейчас он выполняет функцию крупнейшего в России межрегионального центра, где наряду с москвичами и жителями Московской области наблюдаются дети из различных регионов страны. К нам на консультации приезжают семьи из Волгограда, Тамбова, Хабаровска, Владикавказа и других городов.
Всего у нас на учете состоит более 400 детей. Такая география наших пациентов свидетельствует о недостатке центров и квалифицированных специалистов, что сказывается не только на качестве оказания помощи, но и на таких показателях, как продолжительность жизни больных муковисцидозом и количество больных старше 18 лет. В Московском центре пациенты находятся на активном диспансерном наблюдении, то есть посещают своего врача независимо от состояния не реже 1 раза в 3 месяца. Такая форма наблюдения позволяет отслеживать изменения в состоянии больного, вносить коррективы в базисную терапию при изменении тех или иных параметров. Данные регистра РФ показывают, что организация работы в московском центре позволяет достигать наиболее высоких показателей продолжительности и качества жизни наших пациентов.
Однако в последнее время наметились существенные изменения в деятельности бюджетных учреждений здравоохранения, связанные с переходом на одноканальное финансирование. Как результат— сокращение расходов на содержание отделений, выплату зарплат медицинскому персоналу, покупку оборудования и расходных материалов. К сожалению, наши пациенты могут лишиться возможности в будущем проходить обследование в экспертных лабораториях и отделениях. Это может коснуться ультразвуковой диагностики, компьютерной томографии, важных лабораторных методов. Так, Детская городская клиническая больница, на базе которой с 2001 года существует наше отделение, располагающая лучшими кадрами, методиками, оборудованием, в связи с резким снижением финансирования из бюджета города вынуждена идти на непопулярные реформы. Это вызывает у нас очень большую тревогу за качество наблюдения за нашими пациентами.
— Муковисцидоз включен в программу «7 нозологий», и лечение для таких больных гарантируется государством. Есть ли в этом плане какие-то проблемы с доступностью лечения? Если да, то с чем это связано?
— К сожалению, программа «7 нозологий» гарантирует получение только одного жизненно важного лекарственного препарата. Доступность остальных не менее важных составляющих лечения определяется возможностями региона проживания. И здесь в большинстве случаев возникают проблемы. Либо обеспечение идет не в полном объеме и с существенными перебоями, либо производятся замены на менее дорогие аналоги оригинальных лекарственных препаратов.
Аналог — не всегда синоним слова «плохой». Но в случае лечения дженериками, никогда ранее не применявшимися при муковисцизозе, не прошедшими серьезных клинических исследований, можно получить тяжелейшие последствия вследствие неэффективности или непереносимости препаратов. В Москве большинство необходимых для эффективного лечения препаратов доступно пациентам. Из городского бюджета ежегодно выделяется существенная сумма для их централизованной закупки. Однако с вступлением в силу федеральных законов о закупках обеспечение больных качественными лекарственными препаратами осложнилось. Теперь для закупки определенного торгового наименования препарата, который пациент получал годами, нужно доказывать неэффективность или непереносимость аналогов. Такие «эксперименты» могут привести не только к ухудшению состояния больного, но и к его гибели в том случае, когда терапия проводится в экстренном порядке и оказывается неэффективной.
Другой не менее важной проблемой лекарственного обеспечения, отмечаемой пациентами в ряде регионов и нами как специалистами является невозможность получения препаратов для амбулаторного (домашнего) применения. Тогда больного без признаков тяжелого обострения госпитализируют в стационар, чтобы он мог там получить дорогостоящий ингаляционный антибактериальный препарат, который был разработан именно для применения дома. Несомненно, эта абсурдная ситуация должна быть решена в ближайшее время.
— Что, на ваш взгляд, стоит изменить в существующей системе оказания помощи больным муковисцидозом?
— Проблем много. Как я уже сказала, в России не хватает квалифицированных специалистов в области муковисцидоза, особенно терапевтов. Недостаток центров и специалистов приводит к тому, что ребенок со смешанной формой муковисцидоза (самая частая форма заболевания) наблюдается только пульмонологом или гастроэнтерологом или врачом-генетиком. Каждый узкий специалист решает (не всегда успешно) только свои задачи. А он должен наблюдаться командой специалистов (педиатр или терапевт, диетолог, кинезитерапевт, ЛОР, гастроэнтеролог, эндокринолог и так далее). И такие команды специалистов необходимо создавать повсеместно, где есть больные муковисцидозом.
При наблюдении за пациентами должны соблюдаться стандарты и консенсусы, подготовленные ведущими специалистами по муковисцидозу. Пациентам с таким тяжелым заболеванием должны быть доступны проверенные временем, прошедшие клинические исследования лекарственные препараты. Недопустимо заменять препарат, который больной получал годами на неизвестный аналог, даже если инструкция к нему в точности повторяет оригинал. Мы зарегистрировали за последнее время ряд негативных побочных явлений у наших пациентов при замене оригинальных препаратов, что потребовало оформления специальных форм о нежелательных реакциях для отправки а Росздавнадзор.
Отдельно хочется отметить важность проводимой в стране Национальной программы по неонатальному скринингу. Треть наблюдаемых в стране пациентов выявлена именно благодаря этой программе. Сейчас это основной метод диагностики муковисцидоза в России, причем диагностики ранней. Здесь мы идем в ногу с развитыми странами мира. Сворачивание программы скрининга, перебои в ее финансировании обязательно обернется увеличением случаев поздней диагностики муковисцидоза, гибели пациентов раннего возраста из-за развития осложнений, которых можно было бы избежать.
Целиком с беседой можно ознакомиться здесь: http://med-info.ru/conten