Депутаты будут держать на контроле ситуацию с обеспечением лекарствами больных муковисцидозом, сообщил в среду председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.
Ситуация с доступностью качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для лечения пациентов, страдающих муковисцидозом, стала главной темой обсуждения на заседании Комитета Госдумы по охране здоровья 4 декабря.
В настоящее время в федеральном регистре, который ведёт Министерство здравоохранения РФ, состоит на учёте 3931 пациент с муковисцидозом. «За последние 4 года количество этих пациентов увеличилось на 900 человек, из них дети до 18 лет — 72 процента. Взрослые от 19 до 25 лет — 12 процентов, от 25 лет и старше — 16 процентов», — сообщила директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина.
Ранее в СМИ появилась информация, что Россия перестала закупать оригинальные лекарства от муковисцидоза. Однако это утверждение преувеличено, уверяют в Минздраве: в настоящее время ведомство ведёт переговоры с производителями оригинальных антибиотиков, применяемых в терапии больных муковисцидозом, для того, чтобы они остались на рынке.
При этом ведомство беспокоят обращения пациентов с муковисцидозом, связанные с жалобами на качество дженериков для антибактериальной терапии. «Преподносится даже, что все дженерики некачественные», — отметила Макимкина. По ее словам, эти опасения не соответствуют действительности.
«По данным Минпромторга, 70 процентов пациентов в последние три года получают препараты воспроизведённые», — сказала Елена Максимкина, отметив, что за их качество отвечает министерство здравоохранения совместно с Росздравнадзором.
Заместитель руководителя Росздравнадзора Дмитрий Пархоменко отметил, что служба проводит разъяснительную работу с пациентскими сообществами, на сайте ведомства размещается соответствующая информация.
Если у пациента есть подозрения в отношении эффективности препарата, в ведомстве ему не только советуют обратиться в медорганизацию, но и проинформировать Росздравнадзор. «Чем больше будет информации о подобных реакциях, тем больше будет объём сведений для принятия дальнейших решений, — пояснил он. — Решения могут быть разными, вплоть для того, может ли препарат в дальнейшем применяться на рынке».При этом, по словам Дмитрия Пархоменко, «пациентом реакция может расцениваться как нежелательная, хотя она описана к инструкции к препарату».
По мнению сопредседателя Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрия Жулёва, «страхи и незнание о терапии» связаны в том числе с тем, что нередко отсутствует контакт «врач-пациент». «Пациент, получив нежелательные явления (при применении лекарств — прим. ред.) не верит, что государство придёт ему на помощь», — сказал он.
Член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров отметил, что проблемы в обеспечении пациентов с рядом нозологий препаратами действительно существуют, однако в последнее время информационное поле вокруг лекарств стало излишне политизированным. «С одной стороны, абсолютно понятна реакция и мотивация мам — они защищают своих детей. С другой стороны, массовый отказ от российских лекарственных препаратов не может не настораживать», — подчеркнул депутат.
По словам Петрова, за последнюю неделю идёт информационная атака по разным видам лекарств. «Почему в информационном поле преобладает информация: все, что российское — плохо?» — задался вопросом парламентарий.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль предложил принять системные меры для обеспечения лекарствами больных редкими заболеваниями.